пятница, 10 ноября 2017 г.

МОЯ КУЛИНАРНАЯ КНИГА: Народные кухни и "узкая специализация"

Обещала шквал постов с книгами в рамках Галереи "Моя кулинарная книга", а сама не успеваю всё, что напланировала. Попробую нагнать немного.  Сегодня — две группы книг. В каждой их немного, а к другим вроде не прилепишь. Итак, кухни разных народов и книжки про разное "узкоспециальное". Народных кухонь в отдельных книгах у меня всего две, зато есть разделы с рецептами в других книжках. Если всё вместе собрать — неплохой интернационал получится.


"Узбекская кухня" (Ташкент, "Мехнат", 1990 г.). Мне эту книгу в студенческие годы подарила одна мамина знакомая. Мы были у неё в гостях, пообедали, и я, скучая среди взрослых разговоров, стала листать книги, стоящие на открытой полке. Именно эта книга меня увлекла надолго, и я попросила её почитать и переписать рецепты. А хозяйка сказала — да совсем возьми, я уже и так варить умею, а у тебя вся жизнь впереди, пригодится. Привлекла меня эта "Узбекская кухня" не только рецептами, но и моими любимыми разделами — про продукты, про посуду. А ещё — многочисленными фотографиями еды. ))) Вот не каждая книга в те годы могла похвастаться таким количеством картинок. Надо бы к ней вернуться, к книге этой. Поначалу мы частенько из неё рецепты использовали, узбекская кухня вкусная.


"Украинская кухня" (Харьков, "Фолио", 2004 г.). Её мы с Сашей с Украины привезли. В ней как раз-таки вообще нет картинок, мелкий шрифт и много рецептов, приличная часть которых при ближайшем рассмотрении оказывается вполне себе универсальными (ну, что в "Майонезе домашнем" может быть такого особенного украинского или ещё какого-то другого?))). Но раздел с общими сведениями об обработке продуктов, как обычно, меня подкупил, и книжка перекочевала с магазинной полки в наши чемоданы.


"Блюда эстонской кухни" (Москва, "Планета", 1973 г.). Этот набор из пятнадцати открыток всего на два года моложе меня, поэтому я помню его всю свою жизнь. И помню, как мама рассказывала, что пробовала испечь печенье по рецепту отсюда, а у неё получилась полная ерунда. Не знаю, в чём причина, может, ей ещё опыта не хватало, а, может, такие рецепты. Надо бы перечитать их и посмотреть, в чём там затык получился. А на обороте одной открытки и вовсе написано: "В домашних условиях приготовить эти маленькие пирожные ассорти очень  трудно. Мы предлагаем их вниманию хозяек как пример кулинарного мастерства эстонских кондитеров". В общем, не сдали секретного рецепта эстонцы.)) Может, они и остальные рецепты так написали, чтобы их "не сдать"? ))) Была у нас одна соседка, которая очень вкусно консервы домашние делала. И вроде делилась рецептами — но ни у кого никогда не получалось ничего по её рецептам. Понимаю, что у всех хозяек разные способности, но, мне кажется, чисто статистически, по теории вероятности, хоть у одного да должно же было что-то дельное выйти? Ан нет... Вот, может, и с открыточными рецептами так? )))


"Блюда на скорую руку" (Ростов-на-Дону, "ИД Владис", 2005 год). Эту брошюрку даже не помню, где взяла — то ли сама купила, то ли кто задарил. Рецепты в ней есть вполне себе соответствующие названию, хотя продукты не все в те времена у нас водились. В 2005-м ещё белых грибов, шампиньонов и мозгов с жирными сливками в свободном доступе не было. Про мозги и сейчас не знаю, где берут и хочу ли я их.))) А вот всё остальное, в общем-то легко воспроизвести. Кстати, какие-то идеи из неё, как я понимаю, у меня в целом в готовке осели, к примеру, активное запихивание зелёного горошка во всё подряд, от омлета до супа.)) Не буду далеко убирать, пороюсь внимательнее — быстрые рецепты всегда актуальны...


"Холодные закуски к праздничному столу" (Санкт-Петербург, "Диамант СПб", 2006). Вот стреляйте — не вспомню происхождения сей книжицы, но пользы в ней много: и способы разделки и подачи овощей/мясных нарезок/прочего, и рецепты с фотографиями. Ох, что-то я пересматриваю книжную коллекцию — и начинаю хотеть стать прилежной домохозяйкой, принимающей гостей каждые выходные и ещё вечерами: на обед, на ужин, на чай с пирогами. И скатерть льняную крестиком вышить, и сервировать всё красиво, и готовить много разного... Ой, ущипните же уже меня кто-нибудь, а то мне чой-то странное мерещится.)))


"Ни капли алкоголя" (Москва, "Пищевая промышленность", 1975 г.). Оооо, эта книга тоже сопровождала меня всегда! В моё детство и юность отношения с алкоголем у разных членов семьи (не самых близких) были разные, дома у нас алкоголь был только для гостей, и то — в основном бабушкина самогонка, от которой ни разу никому плохо не становилось. Эту книжку купил когда-то мой отец, и из неё-то как раз в своё время многое было сделано и попробовано. Хотя были трудности с миксером, с мороженым, с карамельным сиропом и прочими бананами, но всё-таки. Плюс слова вроде санди, парфет и айс-крим были для меня знакомыми с детства. )) Когда Славяна была ребёнком, она тоже экспериментировала с коктейлями из книжки. А ещё мы чаёвники знатные, и чайный раздельчик книги всегда пользовался популярностью. А вообще, про алкоголь тема отдельная, я даже как-то, прочитав у Тони пост на эту тему, хотела написать огромный комментарий  под ним, потом поняла, что это тема отдельного поста, и хотела написать сама,  планы поставила, но, как говорит мой муж, "У тебя благодаря Моли теперь есть, о чём писать в блоге".))) Остальные темы прорываются сюда по мере возможности, может, и до алкогольной дойду. Так... Эту книжицу тоже оставляю поблизости — нынче нет дефицита продуктов и инструментов для её максимально активного использования. 


"Бутерброды" (Алматы, "Рауан Демеу", 1993 г.). Книжка — ровесница Славяны и моей семейной жизни. Сначала я её с энтузиазмом начала применять, а потом опять всё упёрлось в дефицит всего, про который все говорят: "Ну вы же помните, какие были девяностые..." Но польза от неё была: одно время я впечатляла гостей всякими оригинальными и красивыми бутербродами и "канапочками".)) Правда, тогда у всех был хороший аппетит (под алкоголь, кстати, куда больше еды нужно людям), и бутерброды сметались со стола в секунды, а потом гости требовали "нормальной еды". И через время стало понятно: а) бутербродами народ всё равно не наедается; б) время, затраченное на приготовление бутербродов, обратно пропорционально времени, за которое они испаряются. И я перестала "дурью маяться". А потом подросла Славяна, и у неё тоже начался период увлечения бутербродами. Какое-то время она нас частенько ими баловала. И, кстати, при перелистывании этой книги я обнаружила закладку, которую она делала ещё неизвестно в каком младшем детстве. Вот плохо, что в те годы не было привычки сразу всё фотографировать и в блогах публиковать.))) Сейчас хотя бы дату точную знала, а так — склероз подводит.


"1000 рецептов микроволновой кухни" и "Книга рецептов" от нашей первой (и до сих пор единственной) микроволновки, вся компания была куплена пятнадцать лет назад. Благодаря этим книжкам я освоила принципы готовки в СВЧ и довольно долгое время активно готовила в ней разную еду. У нас в те годы были сильные перебои с газом, много готовили на электроплитке, но я настолько электроплиты не люблю, что предпочитала в микроволновку всё запихивать. И, знаете ли, было удобно! До тех пор, пока в печи не сдох двигатель вращения подноса. Это совпало с проживанием у мамы, а потом мы переехали в новую квартиру, и там надобность именно варить в СВЧ отпала, она уже много лет только для разморозки и подогрева применяется. А книжки продолжают жить в шкафу. 


Напоминаю, дорогие мои читательницы, что ближе к концу ноября я буду делать розыгрыш небольшого подарочка среди участниц Галереи "Моя кулинарная книга". Если у вас остались непоказанные книги, расскажите о них, об историях, с ними связанных, может, о каких-то особых рецептах или о влиянии этих книг на ваше становление как хозяйки. А если уже рассказывали и давали ссылку, но я ненароком вас пропустила и вашего поста нет в галерее, обязательно об этом сообщите! А я пока пойду дорабатывать идею и шить грелочку для чайника, которая в числе всяких кухонных штучек отправится к кому-то из вас.)))

И таки ж да — без коточки, уже всем хорошо известной, никогда ничего не обходится. ))) Иногда чтобы что-то сделать, её приходится временно выдворять за пределы комнаты и закрывать за собой дверь. А потом слушать жалостные вопли из коридора, если только Молечка не увлечётся там разносом чего-нибудь другого. )) Причём, я первый раз все книги отсняла — Молечка мне мешала... помогала. А потом при обработке снимков я ненароком половину их необратимо удалила. Пришлось переснимать — и коточка Моличка опять тут как тут. "Я, — говорит, — тебе не просто так тут лазию, я тут тебе хюгге делаю, потому что старые бумажные книжки — это хюгге, а книжки с коточками — это хюгге в миллионной степени. Так что нинада меня в коридор, на книжки нада!"))) Кстати, очень надеюсь, что на днях таки доведу до ума очередной пост про хюгге (и не только про него), про который уже упоминала где-то, да вот коточки всё перебивают. Распирает поделиться ещё двумя прочитанными книжками. )))

"Узбекская кухня? Там же мнясо, да? Там ммммняяяяяааасооо!"
"Смотрите, смотрите — мняяяааасоооо!"
"Подайте котичке мняяяяааасооо!"

16 комментариев:

  1. Оля, я думала, что уже закончились у тебя книги))) ан нет!
    Столько всего интересного, целая кулинарная библиотека...очень заинтересовала книга про чаи.
    А еще в свете узбекской кухни...заказала себе скалку узбекскую веретенообразную...жду.
    Возможно до конца ноября я еще один пост про книги кулинарные сделаю, они у меня оказывается есть))))
    Мольке привет!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, вот ещё на 2-3 поста есть (посмотрю, как объединю), да поскорее надо опубликовать уже. Про чаи - да, там интересного много, сладкого, кисленького, десертного, на любой вкус и, что замечательно - без алкоголя. А ты видела у меня подборку чайных добавок? Там, где в этом посте про "мы чаёвники", ссылка на пост с моими изысканиями на тему "чего бы в чаёк положить"))

      Веретенообразная скалка - ооо, как интересно! В моей книге,по-моему, про такую не написано. Потом расскажи и покажи, что за штучка. Пост про книги сделай обязательно! Книги - это всегда интересно! Я даже пока их перелистываю при написании поста - прямо подпитываюсь энергией и получаю удовольствие. ))

      Удалить
  2. Ох, а я-то про такую галерею и не знала! Спасибо, что напомнили!))) Буду стараться успеть, ведь показать есть чего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, буду рада заглянуть на книжную полочку!))

      Удалить
  3. Оленька, удивляюсь и поражаюсь твоей супер кулинарной подборке книг, шикарно просто, столько эксклюзивов, было бы интересно приготовить по рецептам из твоих книжек кухонь, например, из узбекской кухни.
    Книжка по приготовлению в микроволновке зелёная у меня тоже есть))).
    Мне ещё подарили книжку «встречаем Пасху» и ещё нашла из фирмы Tupperware брошюрки с рецептами, когда покупала давно силиконовые формы и термосервирователь))), но по ним не готовила нечего, но твоя галерея о них напомнила))), спасибо и сейчас все книжки собраны едино.
    Какая ты, молодец, любуюсь и восхищаюсь твоей библиотекой!!!
    Готовлю я с удовольствием, сделала по твоему рецепту драники картофельные, супер, твой вариант понравился больше, спасибо, что делишься.
    А Молечка всегда радует своим присутствием в постах, такая милашечка, почеши ее за ушком и Мышу не забудь)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эля, спасибо большое!))) Рада, что мои идеи собрать кулинарную галерею помогают моим читательницам узнавать новое, делать ревизию в своих закромах и брать новые рецепты на заметку.)) Надо и мне сегодня драников сделать. Котейки - даааа, про себя забыть не дадут ни мне, ни моим читателям)))

      Удалить
  4. И у меня есть еще книжные "запасы" в области кулинарии, после выходных размещу у себя в блоге

    ОтветитьУдалить
  5. Тута тоже появлюсь тогда. Негоже только по инстаграмам ползать. :)
    Оля, читаю все, что могу и успеваю, с комментированием дела обстоят во много-много раз хуже. Но за новостями вашими слежу, коточку Молечку заочно люблю, твой большой шоколадный кекс на своей кухне трансфигурировала во много маленьких... в общем, в блогах тусуюсь незримо и не без пользы. :)
    Прям хотела поучаствовать в галерее еще с момента ее открытия и никак, но время еще есть, и ты своими регулярными записями в ленте про нее напоминаешь. Может, чего и рожу. :)
    Мне тоже больше всего книжка про узбекскую кухню глянулась, там тема позницы/мантоварки/или как она в этой книжке называется? раскрыта! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, привеееет!)) Вижу следы твоего пребывания в ИГ, понимаю, что всё у тебя хорошо - радуюсь.)) Давай-давай, рожай пост про книжки - верю, что успеешь))) Узбеки называют мантоварку "каскан". Тема и впрямь раскрыта))) Слушай, вот прямо радуюсь, когда рецепты, которыми я тут делюсь/хвастаюсь, становятся завсегдатаями на кухнях моих блогодрузей! Это же здорово - как будто в гости друг к другу сходили, енсмотря на расстояния)))

      Удалить
  6. Оля, слушай, я теперь поняла тебя! Помнишь, ты когда-то сказала (написала) что художественную литературу читаешь крайне редко по причине нехватки времени. Не успеваешь даже специализированную всю, что надо, перечитать. Ага-ага! Я всё поняла. Это вот по кухне специализированная - читать-не перечитать!!!
    Ещё много у тебя книжечек таких, а?,,)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))) Галя, хорошая мысль - в список специальной литературы ещё и кулинарные книги включить, чтобы наверняка всё перечитать. ))) А то пока под специальной профлитература понимается, даже кулинарным шансов мало остаётся. Книжечек ещё поста на два-три осталось, посмотрю, как сгруппирую. И рукописные блокноты-записульки ещё, это ж святое.)))

      Удалить
  7. Энтузиазм твой, Оля, подталкивает двигаться вперёд и вперёд! Книжек нафоткала, скоро пост напишу. Времечко -то движется быстро-быстро.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, дык классно же! ))) Вот прямо радуюсь, что удаётся заразить энтузиазмом друзей!))) Люблю хорошим заражать, вот такая я зараза.))) Жду-жду твой очередной пост!))

      Удалить
  8. Что-то я со своим планшетом и кулинарными блогами под рукой нервно курю в сторонке. :-))) Вот это БИБЛИОТЕКА у тебя!
    Про хюгге тоже захотелось подумать. Мое хюгге - младший сын, тоже повсюду он, как твоя Моличка. Хорошо, когда детки (котики) маленькие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, бросай срочно курить, это нипалезна!))) Я одно время тоже кулинарные блоги почитывала, а до этого, лет 15 назад, - кухонную "Эху" в ФИДО. А сейчас вот опять на книги тянет, понимаю, что кладезь в них неисчерпаемый.

      Про деток и котиков - это дааа))) Только котики навсегда детками остаются, а обычные детки вырастают потом))

      Удалить

Я Ольга, и я рада вам в моём Домике! Если вам захочется что-то для меня написать - обязательно сделайте это! ))) Я читаю все комментарии и по возможности всем отвечаю. А ещё можно просто поставить "галочку" под сообщением - "интересно, забавно, полезно" .))

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...